Маршруты Армении. Гюмри Ч.1
Турист Ольга Квесисская (kvesisskaya)
Ольга Квесисская
была 30 января 22:08
Фотоальбом

Маршруты Армении. Гюмри Ч.1

DSC-HX300, PRA-AL00
7
Армения Сентябрь 2019

Армения: полезная информация

Вот мы и в Гюмри, втором по величине (после Еревана) городе Армении. Въезжаем по трассе Ванадзор — Гюмри (по шоссе Хримяна Айрика, названного в честь Мкртича I Хримяна, 125 Католикоса всех армян, 1892 — 1907 гг.).

Гюмри - центр Ширакской области (Ширак марз). Находится на Ширакском плато, в крайней западной части Армении, близко от границ с Турцией и Грузией. В Гюмри есть международный аэропорт, расположенный в 5 км от города.
Гюмри - центр Ширакской области (Ширак марз). Находится на Ширакском плато, в крайней западной части Армении, близко от границ с Турцией и Грузией. В Гюмри есть международный аэропорт, расположенный в 5 км от города.
Хачкар ( памятный крест-камень) на окраине Гюмри. Город Гюмри имеет интересную многовековую историю. Исторические хроники свидетельствуют о том, что первое поселение людей на его  месте появилось в бронзовом веке. Изначальное название - Кумайри. Здесь жили киммерийцы и скифы. 



 Поселение упоминается в летописях государства Урарту уже в VIII столетии до 
н.э. В армянских записях упоминание о Кумайри датируется 8 столетием н.э. 
В Средневековье Гюмри вырос в достаточно крупное поселение. В 885—1045 
годах город входил в состав царства Багратидов. 
В 1555 году Кумайри стал частью Персии и был переименован в Ширак. В 1801 
году Ширак заняли русскими войсками. После русско-персидской войны город вошёл в Российскую империю. В 1837 году в Гюмри начали возводить военную крепость, и город был переименован в Александрополь (в честь супруги 
 императора Николая I ). В XIX веке Гюмри стал третьим по величине городом 
Закавказья, крупным торговым и культурным центром.



После Первой мировой войны Александрополь был захвачен Турцией, но достаточно быстро был отбит Арменией. В 1924 году город стал частью СССР и был переименован в Ленинакан. В октябре 1926 здесь произошло сильное землетрясение. В декабре 1988 года на севере Армении произошло катастрофическое Спитакское землетрясение, унёсшее жизни 25 000 человек, а также значительно разрушившее Гюмри. После этого стихийного бедствия Гюмри 30 лет "находился в коме" и только начинает приходить в себя.
В 1991 году город вернул историческое название Кумайри, но после провозглашения независимости Армении был переименован в Гюмри. 
Этимологии названия как таковой нет, его связывают с турецкими словами гюмрюк, гюмри  - "таможня, таможенная пошлина".
Хачкар ( памятный крест-камень) на окраине Гюмри. Город Гюмри имеет интересную многовековую историю. Исторические хроники свидетельствуют о том, что первое поселение людей на его месте появилось в бронзовом веке. Изначальное название - Кумайри. Здесь жили киммерийцы и скифы. Поселение упоминается в летописях государства Урарту уже в VIII столетии до н.э. В армянских записях упоминание о Кумайри датируется 8 столетием н.э. В Средневековье Гюмри вырос в достаточно крупное поселение. В 885—1045 годах город входил в состав царства Багратидов. В 1555 году Кумайри стал частью Персии и был переименован в Ширак. В 1801 году Ширак заняли русскими войсками. После русско-персидской войны город вошёл в Российскую империю. В 1837 году в Гюмри начали возводить военную крепость, и город был переименован в Александрополь (в честь супруги императора Николая I ). В XIX веке Гюмри стал третьим по величине городом Закавказья, крупным торговым и культурным центром. После Первой мировой войны Александрополь был захвачен Турцией, но достаточно быстро был отбит Арменией. В 1924 году город стал частью СССР и был переименован в Ленинакан. В октябре 1926 здесь произошло сильное землетрясение. В декабре 1988 года на севере Армении произошло катастрофическое Спитакское землетрясение, унёсшее жизни 25 000 человек, а также значительно разрушившее Гюмри. После этого стихийного бедствия Гюмри 30 лет "находился в коме" и только начинает приходить в себя. В 1991 году город вернул историческое название Кумайри, но после провозглашения независимости Армении был переименован в Гюмри. Этимологии названия как таковой нет, его связывают с турецкими словами гюмрюк, гюмри - "таможня, таможенная пошлина".
Первое скульптурное изображение, которое мы увидели в Гюмри, - памятник воинам - рабочим чулочной фабрики, погибшим в годы Великой Отечественной войны.  Выполнен в 1968 г. из базальта.  Автор Фридрих (Фрид) Мкртичевич Согоян - выдающийся скульптор - монументалист, создавший 400 монументальных и 
станковых композиций. Народный художник Российской Федерации, Украины и Армении. Лауреат Ленинской премии. (1936 - 2019 гг).  Гюмри - родина мастера.

Этот памятник  пострадал во время землетрясения 1988 года, его не восстанавливали. Скульптор считал , что он должен сохраниться именно таким, молчаливым свидетелем ужасной трагедии. Адрес: 
шоссе Хримяна Айрика, 46. Рядом с Гюмрийским чулочным производственным предприятием "Аршалуйс".
Первое скульптурное изображение, которое мы увидели в Гюмри, - памятник воинам - рабочим чулочной фабрики, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Выполнен в 1968 г. из базальта. Автор Фридрих (Фрид) Мкртичевич Согоян - выдающийся скульптор - монументалист, создавший 400 монументальных и станковых композиций. Народный художник Российской Федерации, Украины и Армении. Лауреат Ленинской премии. (1936 - 2019 гг). Гюмри - родина мастера. Этот памятник пострадал во время землетрясения 1988 года, его не восстанавливали. Скульптор считал , что он должен сохраниться именно таким, молчаливым свидетелем ужасной трагедии. Адрес: шоссе Хримяна Айрика, 46. Рядом с Гюмрийским чулочным производственным предприятием "Аршалуйс".
Площадь Независимости. Вторая по величине площадь в Гюмри. Построена  в 1940 г. как  площадь Ленина.  Во время Спитакского землетрясения 7 декабря 1988 г. была значительно повреждена. Современное название -  площадь Независимости получила в 1991 г. с обретением Арменией независимости. Здесь в апреле 2018 г., во время Бархатной революции,  кипели политические страсти, собиралась оппозиция, требующая отставки действующего правительства. Самое высокое здание слева  - бывшая текстильная фабрика.
Площадь Независимости. Вторая по величине площадь в Гюмри. Построена в 1940 г. как площадь Ленина. Во время Спитакского землетрясения 7 декабря 1988 г. была значительно повреждена. Современное название - площадь Независимости получила в 1991 г. с обретением Арменией независимости. Здесь в апреле 2018 г., во время Бархатной революции, кипели политические страсти, собиралась оппозиция, требующая отставки действующего правительства. Самое высокое здание слева - бывшая текстильная фабрика.
В центре площади Независимости установлена жанровая скульптура "Армянка" ( женская фигура в национальной одежде и  с большим крестом). Монумент посвящён памяти жертв Спитакского землетрясения.  Автор скульптуры - Артуш Папоян.  Известно, что изначально она называлась "Святая", но   по требованию Католикоса была переименована в “Армянку”.  Здание за монументом - центр информационных технологий и университет "Прогресс".
В центре площади Независимости установлена жанровая скульптура "Армянка" ( женская фигура в национальной одежде и с большим крестом). Монумент посвящён памяти жертв Спитакского землетрясения. Автор скульптуры - Артуш Папоян. Известно, что изначально она называлась "Святая", но по требованию Католикоса была переименована в “Армянку”. Здание за монументом - центр информационных технологий и университет "Прогресс".
Площадь Независимости имеет квадратную форму. окружена парковой территорией. На примыкающей к площади территории расположены Академия искусств и городской суд Гюмри. 
В городе удобно пользоваться такси, если нужно посетить туристические 
объекты, находящиеся на окраине или за городской чертой ( 1 км - 100 драм). Действует  Яндекс Такси. Но к достопримечательностям, которые расположены близко к историческому центру, интереснее совершать пешеходные прогулки.
Площадь Независимости имеет квадратную форму. окружена парковой территорией. На примыкающей к площади территории расположены Академия искусств и городской суд Гюмри. В городе удобно пользоваться такси, если нужно посетить туристические объекты, находящиеся на окраине или за городской чертой ( 1 км - 100 драм). Действует Яндекс Такси. Но к достопримечательностям, которые расположены близко к историческому центру, интереснее совершать пешеходные прогулки.
После  землетрясения  1988 г. это здание было отремонтировано за счёт средств, предоставленных Всеармянским фондом "Айастан",  Армянским общим благотворительным союзом и деньгами, собранными людьми во время 
паломничества Лориса Чкнаворяна  в Гюмри в 1991 году. ( Айастан - 
государство Айка, прародителя всех армян. Лорис Чкнаворян - известный 
иранский композитор, дирижёр и художник, член армянской диаспоры, в 
настоящее время посол мира ООН от Ирана. 
В 1991 году  Лорис Чкнаворян  совершил паломническую поездку из Еревана в Гюмри, чтобы собрать средства для восстановления разрушенных во время землетрясения армянских городов. По пути к нему присоединились тысячи людей, и огромный процент армянского населения пожертвовало деньги на это 
дело. Лорис  Чкнаворян также способствовал кампании 1991 года за 
независимость Армении. Посредством своих туров по различным армянским 
городам и ночной телевизионной передачи по национальному телевидению за 
два дня до событий 21 сентября 1991 года Чкнаворян сумел увеличить голос 
"Да" за независимость Армении с 30 до 96 процентов. Учитывая жаркую 
полемику и народные страсти вокруг вопроса независимости, мирный характер 
победы был уникальным.)
После землетрясения 1988 г. это здание было отремонтировано за счёт средств, предоставленных Всеармянским фондом "Айастан", Армянским общим благотворительным союзом и деньгами, собранными людьми во время паломничества Лориса Чкнаворяна в Гюмри в 1991 году. ( Айастан - государство Айка, прародителя всех армян. Лорис Чкнаворян - известный иранский композитор, дирижёр и художник, член армянской диаспоры, в настоящее время посол мира ООН от Ирана. В 1991 году Лорис Чкнаворян совершил паломническую поездку из Еревана в Гюмри, чтобы собрать средства для восстановления разрушенных во время землетрясения армянских городов. По пути к нему присоединились тысячи людей, и огромный процент армянского населения пожертвовало деньги на это дело. Лорис Чкнаворян также способствовал кампании 1991 года за независимость Армении. Посредством своих туров по различным армянским городам и ночной телевизионной передачи по национальному телевидению за два дня до событий 21 сентября 1991 года Чкнаворян сумел увеличить голос "Да" за независимость Армении с 30 до 96 процентов. Учитывая жаркую полемику и народные страсти вокруг вопроса независимости, мирный характер победы был уникальным.)
Граффити в Гюмри.
Граффити в Гюмри.

Барбершоп
Барбершоп
 Памятник Ованнесу Ширазу  на улице Саят-Нова, 4/1.
Ованнес Шираз  (Оник Карапетян) - народный поэт Армении.  Родился в Гюмри во время Геноцида армян. Поэзия Шираза пользовалась большой популярностью в 1970-80 гг.  Его патриотические произведения имели полумиллионный тираж и переведены на 58 языков мира.  Его именем названы улицы в Армении, Иране. Ованнесу Ширазу  посвящал свои стихи Евгений Евтушенко. Умер  Ованнес Шираз в марте 1984 г. в Ереване и  похоронен в Пантеоне парка им. Комитаса.
Памятник Ованнесу Ширазу на улице Саят-Нова, 4/1. Ованнес Шираз (Оник Карапетян) - народный поэт Армении. Родился в Гюмри во время Геноцида армян. Поэзия Шираза пользовалась большой популярностью в 1970-80 гг. Его патриотические произведения имели полумиллионный тираж и переведены на 58 языков мира. Его именем названы улицы в Армении, Иране. Ованнесу Ширазу посвящал свои стихи Евгений Евтушенко. Умер Ованнес Шираз в марте 1984 г. в Ереване и похоронен в Пантеоне парка им. Комитаса.
В Гюмри много парков и скверов. Парковой зоной окружена площадь Независимости. За тенистой аллеей  находится здание драматического театра. В искусственном прудике перед ним плавают утки.
В Гюмри много парков и скверов. Парковой зоной окружена площадь Независимости. За тенистой аллеей находится здание драматического театра. В искусственном прудике перед ним плавают утки.
Гюмрийский государственный драматический театр имени Вардана Аджемяна
(улица Саят-Нова, 4/20).
Гюмрийский государственный драматический театр имени Вардана Аджемяна (улица Саят-Нова, 4/20).
Напротив здания театра (на театральной площади) в 2004 г. установлен памятник любимому актёру горожан - Фрунзику (Мгеру) Мкртчяну ( 1930- 1993 гг.), уроженцу Гюмри, великому,  талантливому человеку с грустным лицом. Рядом висят две маски - комедийная и трагедийная. Памятник всем нравится, потому что он изображает настоящего Фрунзика Мкртчяна, улыбающегося сквозь слёзы, он остро чувствовал боль жизни. Автор памятника тоже очень талантливый. Это скульптор  Ара Шираз. Кстати, сын выдающихся армянских
поэтов Ованнеса Шираза и Сильвы Капутикян.  Он повторил лермонтовские даты,  только в обратном порядке 1941-2014 гг. Памятник Ованнесу Ширазу стоит рядом.
Напротив здания театра (на театральной площади) в 2004 г. установлен памятник любимому актёру горожан - Фрунзику (Мгеру) Мкртчяну ( 1930- 1993 гг.), уроженцу Гюмри, великому, талантливому человеку с грустным лицом. Рядом висят две маски - комедийная и трагедийная. Памятник всем нравится, потому что он изображает настоящего Фрунзика Мкртчяна, улыбающегося сквозь слёзы, он остро чувствовал боль жизни. Автор памятника тоже очень талантливый. Это скульптор Ара Шираз. Кстати, сын выдающихся армянских поэтов Ованнеса Шираза и Сильвы Капутикян. Он повторил лермонтовские даты, только в обратном порядке 1941-2014 гг. Памятник Ованнесу Ширазу стоит рядом.
Поблизости  находится ещё одна скульптура - памятник  армянскому поэту Аветику Исаакяну, 1875 - 1957 гг., уроженцу Александрополя (ныне Гюмри).  О значении творчества  Аветика Исаакяна говорит тот факт, что его стихи на русский язык переводили  А. А. Блок, В. Я. Брюсов, И. А. Бунин, Б. Л. Пастернак, Н.С. Тихонов, А. А. Ахматова.   Автор  -  скульптор Никогайос Никогосян.  Памятник изготовлен из бронзы и размещён здесь с 1975 года. Это признанный шедевр искусства, который был удостоен целого ряда призов. Похоронен  А.С. Исаакян в Ереване в Пантеоне имени Комитаса.
Поблизости находится ещё одна скульптура - памятник армянскому поэту Аветику Исаакяну, 1875 - 1957 гг., уроженцу Александрополя (ныне Гюмри). О значении творчества Аветика Исаакяна говорит тот факт, что его стихи на русский язык переводили А. А. Блок, В. Я. Брюсов, И. А. Бунин, Б. Л. Пастернак, Н.С. Тихонов, А. А. Ахматова. Автор - скульптор Никогайос Никогосян. Памятник изготовлен из бронзы и размещён здесь с 1975 года. Это признанный шедевр искусства, который был удостоен целого ряда призов. Похоронен А.С. Исаакян в Ереване в Пантеоне имени Комитаса.
О народной любви к  Фрунзику Мкртчяну говорит и оформление киоска "  Пиво- воды, мороженое".
О народной любви к Фрунзику Мкртчяну говорит и оформление киоска " Пиво- воды, мороженое".
 Это забытый парк. Может быть, его не восстанавливают из-за того, что не переименовали. Парк имени  Н.К. Крупской.  Но в нём есть красивый памятник  выдающемуся армянскому композитору Армену Тиграняну, 1879 -1950 гг., уроженцу Александрополя
(Гюмри), автору знаменитых опер "Ануш" и "Давид-бек".  Также Армен Тигранян  перевёл на армянский язык ряд либретто, в том числе к операм "Кармен" и "Риголетто".

По последним данным учёта в настоящее время в  Гюмри имеется 99 памятников и бюстов. К этому явлению городская общественность относится неоднозначно, задаваясь вопросами: " Нужно ли маленькому городу, прилагающему нечеловеческие усилия для того, чтобы вырваться из тисков бедности, продолжать тратить деньги на скульптурные заказы и можно ли любой устанавливаемый памятник считать произведением искусства"...  Многие памятники в Гюмри родом из советского прошлого Армении. Они сейчас по-разному воспринимаются.  Некоторых людей раздражают. Всё советское хотят видеть на свалке. Однако много и таких людей, которые ничего плохого в изобилии памятников прошедших десятилетий  не видят, потому что нельзя терять историческую память.
Это забытый парк. Может быть, его не восстанавливают из-за того, что не переименовали. Парк имени Н.К. Крупской. Но в нём есть красивый памятник выдающемуся армянскому композитору Армену Тиграняну, 1879 -1950 гг., уроженцу Александрополя (Гюмри), автору знаменитых опер "Ануш" и "Давид-бек". Также Армен Тигранян перевёл на армянский язык ряд либретто, в том числе к операм "Кармен" и "Риголетто". По последним данным учёта в настоящее время в Гюмри имеется 99 памятников и бюстов. К этому явлению городская общественность относится неоднозначно, задаваясь вопросами: " Нужно ли маленькому городу, прилагающему нечеловеческие усилия для того, чтобы вырваться из тисков бедности, продолжать тратить деньги на скульптурные заказы и можно ли любой устанавливаемый памятник считать произведением искусства"... Многие памятники в Гюмри родом из советского прошлого Армении. Они сейчас по-разному воспринимаются. Некоторых людей раздражают. Всё советское хотят видеть на свалке. Однако много и таких людей, которые ничего плохого в изобилии памятников прошедших десятилетий не видят, потому что нельзя терять историческую память.
Парк имени Н.К. Крупской заросший и разрушенный. Аттракционы не работают.  У мэрии Гюмри сейчас много забот. Город ещё не пришёл в себя после страшного землетрясения. Много проблем в жилищном фонде.
Парк имени Н.К. Крупской заросший и разрушенный. Аттракционы не работают. У мэрии Гюмри сейчас много забот. Город ещё не пришёл в себя после страшного землетрясения. Много проблем в жилищном фонде.
Прошли по таинственным дорожкам старого парка.
Прошли по таинственным дорожкам старого парка.
В этом году  славный урожай яблок.
В этом году славный урожай яблок.
В Гюмри востребовано уличное искусство (street art).
В Гюмри востребовано уличное искусство (street art).
 В Гюмри, восставшем из руин после страшного землетрясения, архитектура - самая разнообразная, это смешение стилей:  дома былого Ленинакана, постройки, сохранившиеся из XIX века, современные здания.
В Гюмри, восставшем из руин после страшного землетрясения, архитектура - самая разнообразная, это смешение стилей: дома былого Ленинакана, постройки, сохранившиеся из XIX века, современные здания.
Бронзовый памятник  Саят-Нове   на перекрёстке  улицы  Саят -Нова и кольца Мира ( сейчас это парк Багратуняц).   Саят-Нова, 1712 -1795 гг., -  армянский поэт, музыкант, ашуг, который творил на разных языках ( на армянском, грузинском, азербайджанском, персидском, в совершенстве владея каждым из них), родился и умер в Грузии. Ещё  в советское время гюмрийцы очень хотели установить  памятник великому ашугу ( народному певцу-поэту). Однако это желание осуществилось лишь в 2015 году. Но памятник подвергся критике. Считают, что он мало художественный. Автор памятника - скульптор Артуш Папоян.
Бронзовый памятник Саят-Нове на перекрёстке улицы Саят -Нова и кольца Мира ( сейчас это парк Багратуняц). Саят-Нова, 1712 -1795 гг., - армянский поэт, музыкант, ашуг, который творил на разных языках ( на армянском, грузинском, азербайджанском, персидском, в совершенстве владея каждым из них), родился и умер в Грузии. Ещё в советское время гюмрийцы очень хотели установить памятник великому ашугу ( народному певцу-поэту). Однако это желание осуществилось лишь в 2015 году. Но памятник подвергся критике. Считают, что он мало художественный. Автор памятника - скульптор Артуш Папоян.
 Известно, что  скульптор Артуш Папоян  пытался передать впечатление, которое он получил от творчества великого Саят-Новы еще в школьные годы. “Я изваял своего Саят-Нову, которого гюмрийцы, надеюсь, полюбят. Как известно, прижизненного изображения Саят-Новы не существует. Большое распространение получил цикл картин, нарисованных художником Рачья Рухкяном. Я создал скорее поэта, нежели ашуга Саят-Нову. Пытался получить его лирический образ”,- сказал скульптор. Замечательный памятник!  Мне  очень понравился.
Известно, что скульптор Артуш Папоян пытался передать впечатление, которое он получил от творчества великого Саят-Новы еще в школьные годы. “Я изваял своего Саят-Нову, которого гюмрийцы, надеюсь, полюбят. Как известно, прижизненного изображения Саят-Новы не существует. Большое распространение получил цикл картин, нарисованных художником Рачья Рухкяном. Я создал скорее поэта, нежели ашуга Саят-Нову. Пытался получить его лирический образ”,- сказал скульптор. Замечательный памятник! Мне очень понравился.
Парк Багратуняц ( прежнее название - парк “Кольцо Мира"). В центре парка находится памятник "Возрождение, "скульптор  Фрид Согоян.  Мемориал был открыт 24 апреля 2015 г., посвящён столетию Геноцида армян. Удержанный в двух ладонях крест  символизирует христианство и армян, которые спаслись от Геноцида. Памятник изготовлен из туфа.
Парк Багратуняц ( прежнее название - парк “Кольцо Мира"). В центре парка находится памятник "Возрождение, "скульптор Фрид Согоян. Мемориал был открыт 24 апреля 2015 г., посвящён столетию Геноцида армян. Удержанный в двух ладонях крест символизирует христианство и армян, которые спаслись от Геноцида. Памятник изготовлен из туфа.
В парке Багратуняц  есть различные скульптуры и статуи, которыми можно любоваться. 
Символ льва встречается на Армянском нагорье с незапамятных времен. Многие армянские династии, такие как Багратуни и Рубениды, использовали символ льва в своей геральдике. Да и название парка Багратуняц, видимо, соотносится с Багратуни (Багратиды) - древним армянским влиятельным княжеским родом в Армении. С 886 по 1045 это цари Армении.
В парке Багратуняц есть различные скульптуры и статуи, которыми можно любоваться. Символ льва встречается на Армянском нагорье с незапамятных времен. Многие армянские династии, такие как Багратуни и Рубениды, использовали символ льва в своей геральдике. Да и название парка Багратуняц, видимо, соотносится с Багратуни (Багратиды) - древним армянским влиятельным княжеским родом в Армении. С 886 по 1045 это цари Армении.
 Парк Багратуняц, скульптура "Русалка" в фонтане ( в середине сентября он был отключён) и арт - объект,  признание городу " Я люблю Гюмри", у которого все фотографируются.
Статуя   установлена в 1970 году, изготовлена из бронзы,  автором её является Камо Сарикян.
Парк Багратуняц, скульптура "Русалка" в фонтане ( в середине сентября он был отключён) и арт - объект, признание городу " Я люблю Гюмри", у которого все фотографируются. Статуя установлена в 1970 году, изготовлена из бронзы, автором её является Камо Сарикян.
Розы Гюмри.
Розы Гюмри.
 Арка с хачкаром рядом с городским рынком.  Герб династии  Багратидов  - бегущий лев и крест сверху
Арка с хачкаром рядом с городским рынком. Герб династии Багратидов - бегущий лев и крест сверху
В парке Багратуняц.
В парке Багратуняц.
 В парке Багратуняц много различных городских скульптур и статуй, созданных по мотивам армянского эпоса.
В парке Багратуняц много различных городских скульптур и статуй, созданных по мотивам армянского эпоса.
Мантикора, наверное. Но с добрым лицом.
Мантикора, наверное. Но с добрым лицом.
 Семья. Отец и дети.
Семья. Отец и дети.
 Семья. Мать и дети.
Семья. Мать и дети.
Мужское и женское.
Мужское и женское.
Город в камне.
Город в камне.
 Символ Армении.
Символ Армении.

 Улица  Пушкина, сквер. Памятник-родник, стела из туфа с барельефом, бронза. Памятник открыт 31 мая 1974 года. Архитектор Коштоян З., художник Дживанян А.
 Русский поэт Александр Пушкин посетил Гюмри в 1829 году во время совершённого путешествия в Эрзрум.
Улица Пушкина, сквер. Памятник-родник, стела из туфа с барельефом, бронза. Памятник открыт 31 мая 1974 года. Архитектор Коштоян З., художник Дживанян А. Русский поэт Александр Пушкин посетил Гюмри в 1829 году во время совершённого путешествия в Эрзрум.
Армяно-католический собор Святых Мучеников. Проспект Победы, 45.
Архитектором церкви является Акоп Дживанян, а медные колокола изготовил скульптор Артуш Папоян. Церковь имеет колокольню, двор, а на подвальном этаже - ризница.
Армяно-католический собор Святых Мучеников. Проспект Победы, 45. Архитектором церкви является Акоп Дживанян, а медные колокола изготовил скульптор Артуш Папоян. Церковь имеет колокольню, двор, а на подвальном этаже - ризница.
Кафедральный собор для армян -католиков был открыт в 2015 году, в 100-летнюю годовщину Геноцида армян. В честь этой даты по решению главы епархии архиепископа Рафаела Минасяна церковь получила название Святых Мучеников. А во дворе храма был установлен хачкар, увековечивающий память мучеников.


Во время геноцида 1915 года погибло около 100 тысяч армян-католиков, те, кому удалось спастись, в основном, осели в Бейруте, Халебе, а также на Западе. В Армении католики, главным образом, сосредоточены на  севере страны, поэтому собор и построили в Гюмри.

На протяжении почти целого века армяне-католики Гюмри не имели своей церкви, и все обряды совершали в апостольских храмах города. В июне 2016 года Армению впервые посетил Папа Римский Франциск.
Кафедральный собор для армян -католиков был открыт в 2015 году, в 100-летнюю годовщину Геноцида армян. В честь этой даты по решению главы епархии архиепископа Рафаела Минасяна церковь получила название Святых Мучеников. А во дворе храма был установлен хачкар, увековечивающий память мучеников. Во время геноцида 1915 года погибло около 100 тысяч армян-католиков, те, кому удалось спастись, в основном, осели в Бейруте, Халебе, а также на Западе. В Армении католики, главным образом, сосредоточены на севере страны, поэтому собор и построили в Гюмри. На протяжении почти целого века армяне-католики Гюмри не имели своей церкви, и все обряды совершали в апостольских храмах города. В июне 2016 года Армению впервые посетил Папа Римский Франциск.
Внутреннее  кафедрального собора Армянской католической церкви во имя " Святых мучеников" (Србоц Наатакац) впечатляет: лаконично, строго, красиво. На стенах размещены религиозные картины, скульптурное распятие. В католическом храме прихожанам разрешается сидеть во время богослужения. Общеизвестно, что  Российские армяне-католики, насчитывающие около 100 тысяч человек, входят в состав Ординариата Восточной Европы с центром в Гюмри.

У Армянской католической церкви налажены тесные межцерковные отношения с Армянской апостольской церковью. Как говорят в Гюмри : "Верующих объединяет то, что, во-первых, они армяне, во-вторых - христиане".
Внутреннее кафедрального собора Армянской католической церкви во имя " Святых мучеников" (Србоц Наатакац) впечатляет: лаконично, строго, красиво. На стенах размещены религиозные картины, скульптурное распятие. В католическом храме прихожанам разрешается сидеть во время богослужения. Общеизвестно, что Российские армяне-католики, насчитывающие около 100 тысяч человек, входят в состав Ординариата Восточной Европы с центром в Гюмри. У Армянской католической церкви налажены тесные межцерковные отношения с Армянской апостольской церковью. Как говорят в Гюмри : "Верующих объединяет то, что, во-первых, они армяне, во-вторых - христиане".
  В католическом храме нет иконостаса. Алтарь освящён во имя Богородицы и   открыт для обозрения.
В католическом храме нет иконостаса. Алтарь освящён во имя Богородицы и открыт для обозрения.
Рядом  с  Армяно-католическим собором  Святых Мучеников на проспекте  Ахтанаки (Победы) находятся интересные достопримечательности:  Музей национальной архитектуры и городской жизни Гюмри. Комплекс включает в себя дом-музей Сергея Меркурова и музей Дзитохцянов.
Рядом с Армяно-католическим собором Святых Мучеников на проспекте Ахтанаки (Победы) находятся интересные достопримечательности: Музей национальной архитектуры и городской жизни Гюмри. Комплекс включает в себя дом-музей Сергея Меркурова и музей Дзитохцянов.
Вход на территорию Музея национальной архитектуры и городского быта.
Адрес: проспект Победы, 47.
Вход на территорию Музея национальной архитектуры и городского быта. Адрес: проспект Победы, 47.
Официальное название достопримечательности - Дом-музей общественной жизни и национальной архитектуры им. Дзитохцяна. Он был основан в 1984 году в доме семьи Дзитохцян, построенном в XIX веке. Знаменитый дом семьи Дзитохцян  построен в 1872 году Петросом Дзитохцяном и его братьями, которые мигрировали из западноармянского села Дзитох в город Александрополь. Дом выполнен из знаменитого красного туфа Ширака. Семья Дзидохцян была очень богатой и эффектно вписывалась в Гюмри в тот период истории конца XIX- начала ХХ веков, который получил название Прекрасной эпохи (Belle Epoque).
Официальное название достопримечательности - Дом-музей общественной жизни и национальной архитектуры им. Дзитохцяна. Он был основан в 1984 году в доме семьи Дзитохцян, построенном в XIX веке. Знаменитый дом семьи Дзитохцян построен в 1872 году Петросом Дзитохцяном и его братьями, которые мигрировали из западноармянского села Дзитох в город Александрополь. Дом выполнен из знаменитого красного туфа Ширака. Семья Дзидохцян была очень богатой и эффектно вписывалась в Гюмри в тот период истории конца XIX- начала ХХ веков, который получил название Прекрасной эпохи (Belle Epoque).

Четверо братьев Дзитохцян  состояли в престижной купеческой гильдии и славились в городе своим богатством. Им принадлежали более 15 магазинов, пивоваренный завод, многочисленные пивные, завод по производству растительного масла,  городская баня.
Четверо братьев Дзитохцян состояли в престижной купеческой гильдии и славились в городе своим богатством. Им принадлежали более 15 магазинов, пивоваренный завод, многочисленные пивные, завод по производству растительного масла, городская баня.
Дом делится на две части: состоятельные горожане зачастую строили свои дома таким образом, чтобы он приносил доход: то есть в одной части комплекса жили непосредственно хозяева, а другую они сдавали в аренду.
Знаменитое семейство уехало из города в 1918 году, оставив ему комплекс. С этого времени он служил различным целям: здесь был организован детский дом для девочек, потерявших родителей во время Геноцида армян в Турции, в советское время в здании были размещены милиция, райком партии, затем в особняке жило более 30 семей. А в 1984 году здесь состоялось открытие музея.



В Музее представлены элементы повседневной городской жизни Гюмри, а также местные культурные и архитектурные особенности города. Красная стрелка указывает на начало осмотра, вход в картинную галерею, а также  Музей включает в себя современные работы по искусству, ковры и предметы городской жизни Александрополя и является великолепной экспозицией для знакомства с уникальной историей города.
Дом делится на две части: состоятельные горожане зачастую строили свои дома таким образом, чтобы он приносил доход: то есть в одной части комплекса жили непосредственно хозяева, а другую они сдавали в аренду. Знаменитое семейство уехало из города в 1918 году, оставив ему комплекс. С этого времени он служил различным целям: здесь был организован детский дом для девочек, потерявших родителей во время Геноцида армян в Турции, в советское время в здании были размещены милиция, райком партии, затем в особняке жило более 30 семей. А в 1984 году здесь состоялось открытие музея. В Музее представлены элементы повседневной городской жизни Гюмри, а также местные культурные и архитектурные особенности города. Красная стрелка указывает на начало осмотра, вход в картинную галерею, а также Музей включает в себя современные работы по искусству, ковры и предметы городской жизни Александрополя и является великолепной экспозицией для знакомства с уникальной историей города.
Одна из экспозиций Музея.
Одна из экспозиций Музея.
Дом-музей Сергея Меркурова. Сергей Дмитриевич Меркуров ( 1881- 1952 гг.) - российский скульптор- монументалист, народный художник СССР и Армянской ССР.  Он родился в Гюмри. По национальности наполовину грек и армянин. Великолепный дом был построен  в 1869 году его предками в стиле архитектуры Александрополя.
Дом-музей Сергея Меркурова. Сергей Дмитриевич Меркуров ( 1881- 1952 гг.) - российский скульптор- монументалист, народный художник СССР и Армянской ССР. Он родился в Гюмри. По национальности наполовину грек и армянин. Великолепный дом был построен в 1869 году его предками в стиле архитектуры Александрополя.
Дом украшен просторным балконом с ажурной деревянной резьбой и металлическими коваными узорами. С детства Сергей Меркуров в совершенстве овладел  ремёслами каменотёса и резчика по дереву.
Дом украшен просторным балконом с ажурной деревянной резьбой и металлическими коваными узорами. С детства Сергей Меркуров в совершенстве овладел ремёслами каменотёса и резчика по дереву.
Можно долго любоваться  таким прекрасным строением. В Доме- музее находится  большая коллекция посмертных масок, которые снимал скульптор, в том числе практически со всех с великих людей (Льва Толстого, В.И. Ленина и М. Горького, Н.К. Крупской, Валерия Брюсова, Михаила Булгакова,  Феликса

 Дзержинского, Владимира Маяковского, Католикоса Мкртича I Хримяна (первая посмертная маска, сделанная Меркуровым), Серго Орджоникидзе, Георгия Плеханова, Михаила Фрунзе, Клары Цеткин и другие. ). Он изготовил более 300 посмертных масок! Но известность принесли ему монументальные  скульптуры, за которые он получал почести и награды. В огромном количестве ваял статуи Ленина и Сталина ( по заказу правительства. Многие его работы  в настоящее время не актуальны и спрятаны подальше от людских взоров. Но в Москве творчество С.Д. Меркурова оставило яркий след:  статуя Ленина  в зале заседаний Верховного Совета , на Тверском бульваре - памятник Тимирязеву, во дворе Государственного музея
 Л.Н. Толстого- памятник Льву Толстому,  около бывшей Мариинской больницы - статуя Достоевского, за которую скульптору досталось от критиков, утверждавших, что " Достоевский в столбняке застыл". Ещё всем известна  скульптурная композиция  С. Меркурова в Горках "Похороны вождя" и многое другое....
Можно долго любоваться таким прекрасным строением. В Доме- музее находится большая коллекция посмертных масок, которые снимал скульптор, в том числе практически со всех с великих людей (Льва Толстого, В.И. Ленина и М. Горького, Н.К. Крупской, Валерия Брюсова, Михаила Булгакова, Феликса Дзержинского, Владимира Маяковского, Католикоса Мкртича I Хримяна (первая посмертная маска, сделанная Меркуровым), Серго Орджоникидзе, Георгия Плеханова, Михаила Фрунзе, Клары Цеткин и другие. ). Он изготовил более 300 посмертных масок! Но известность принесли ему монументальные скульптуры, за которые он получал почести и награды. В огромном количестве ваял статуи Ленина и Сталина ( по заказу правительства. Многие его работы в настоящее время не актуальны и спрятаны подальше от людских взоров. Но в Москве творчество С.Д. Меркурова оставило яркий след: статуя Ленина в зале заседаний Верховного Совета , на Тверском бульваре - памятник Тимирязеву, во дворе Государственного музея Л.Н. Толстого- памятник Льву Толстому, около бывшей Мариинской больницы - статуя Достоевского, за которую скульптору досталось от критиков, утверждавших, что " Достоевский в столбняке застыл". Ещё всем известна скульптурная композиция С. Меркурова в Горках "Похороны вождя" и многое другое....
Музей  в доме скульптора  С.Д. Меркурова  был открыт в Гюмри в 1984 г. В 1988 г. здание пострадало от землетрясения, было восстановлено в 2003 г.
Музей в доме скульптора С.Д. Меркурова был открыт в Гюмри в 1984 г. В 1988 г. здание пострадало от землетрясения, было восстановлено в 2003 г.
Одна из работ  С.Меркурова на территории Дома-музея в Гюмри.
Одна из работ С.Меркурова на территории Дома-музея в Гюмри.
На ограждении музейного комплекса сохранилось название города, которое было присвоено ему в  советскую эпоху - Ленинакан.
На ограждении музейного комплекса сохранилось название города, которое было присвоено ему в советскую эпоху - Ленинакан.
Хачкар в память о землетрясении в Армении в 1988 году. Ежегодно 7 декабря  к хачкару приходят, чтобы возложить цветы, все, в ком течёт армянская кровь, и кому не безразлично горе многострадального народа Армении. Гюмри  чтит память  о многочисленных жертвах страшной природной катастрофы.
Хачкар в память о землетрясении в Армении в 1988 году. Ежегодно 7 декабря к хачкару приходят, чтобы возложить цветы, все, в ком течёт армянская кровь, и кому не безразлично горе многострадального народа Армении. Гюмри чтит память о многочисленных жертвах страшной природной катастрофы.
 Конный памятник " Зоравар (полководец) Андраник" на проспекте Победы в сквере Победы (Ахтанак).
Монумент создан в 1989 году скульптором Габо Еремяном и архитектором Генриком Гаспаряном.  Легендарного военачальника возвели на его коне 
Аслане. 

О коне генерала Андраника существует много легенд, согласно которым он двигался с молниеносной скоростью, и когда Андраник был на коне, ни одна 
пуля не 

попадала в него. Андраник был очень привязан к Аслану.  Говорят, что после смерти военачальника, его конь, не сумев перенести потерю своего хозяина, поднялся на вершину скалы и бросился в море.
Конный памятник " Зоравар (полководец) Андраник" на проспекте Победы в сквере Победы (Ахтанак). Монумент создан в 1989 году скульптором Габо Еремяном и архитектором Генриком Гаспаряном. Легендарного военачальника возвели на его коне Аслане. О коне генерала Андраника существует много легенд, согласно которым он двигался с молниеносной скоростью, и когда Андраник был на коне, ни одна пуля не попадала в него. Андраник был очень привязан к Аслану. Говорят, что после смерти военачальника, его конь, не сумев перенести потерю своего хозяина, поднялся на вершину скалы и бросился в море.
Андраник Зоравар (Озанян) - один из самых любимых военачальников армянского народа.  Он возглавил борьбу армянского народа против оттоманов. Его называли ” Орёл Армении”. Есть посвящённая Андранику песня,  где встречаются строки: "Паришь над горами и скалами - подобно орлу."
Андраник Зоравар (Озанян) - один из самых любимых военачальников армянского народа. Он возглавил борьбу армянского народа против оттоманов. Его называли ” Орёл Армении”. Есть посвящённая Андранику песня, где встречаются строки: "Паришь над горами и скалами - подобно орлу."
 Рядом с памятником  полководцу Андранику установлены  бронзовые бюсты  одиннадцати  известных борцов за свободу Армении, включая католикоса Геворга V (1847-1930), отличившегося во время Геноцида и в начале Советского периода.
Рядом с памятником полководцу Андранику установлены бронзовые бюсты одиннадцати известных борцов за свободу Армении, включая католикоса Геворга V (1847-1930), отличившегося во время Геноцида и в начале Советского периода.
Среди памятников  армянским фидаи (  или федаи, героям сопротивления, борцам за свободу) - бюст Согомона Тейлиряна (1896-1960), армянина, который в 1921 г. убил Талеата Пашу, одного из организаторов Геноцида, и был судом признан невиновным как жертва Геноцида.
Среди памятников армянским фидаи ( или федаи, героям сопротивления, борцам за свободу) - бюст Согомона Тейлиряна (1896-1960), армянина, который в 1921 г. убил Талеата Пашу, одного из организаторов Геноцида, и был судом признан невиновным как жертва Геноцида.
Бюст Севкареци Сако (Саркис Цованян 1870-1908), выдающегося деятеля армянского национально-освободительного движения, фидаи. Саркис Цованян активно содействовал  переходу армянских добровольцев и перевозке оружия в Западную Армению через  ирано-турецкую границу.
Бюст Севкареци Сако (Саркис Цованян 1870-1908), выдающегося деятеля армянского национально-освободительного движения, фидаи. Саркис Цованян активно содействовал переходу армянских добровольцев и перевозке оружия в Западную Армению через ирано-турецкую границу.
Этот  огромный камень с гротом  лежит в сквере  Победы (Ахтанак), видимо,  он служил кому-то укрытием.
Этот огромный камень с гротом лежит в сквере Победы (Ахтанак), видимо, он служил кому-то укрытием.
Площадь Багратуняц ( напротив улицы Горького). Конный памятник царю Армении Ашоту III Вохормац  Милостивому (952-977 гг.)

Ашот III Багратуни вошел в историю как истинный благотворитель, за что его и прозвали Милостивым.
Площадь Багратуняц ( напротив улицы Горького). Конный памятник царю Армении Ашоту III Вохормац Милостивому (952-977 гг.) Ашот III Багратуни вошел в историю как истинный благотворитель, за что его и прозвали Милостивым.
Царь Ашот III Милостивый. Скульптор Фердинанд Аракелян.  Памятник Ашоту III Милостивому был установлен в 2008 г. ко Дню города.  Увековечение этого царя из династии Багратидов (Багратуни) было связано с его характеристикой “милостивый”. История свидетельствует о том, что Ашот III  Багратуни был благотворителем, в годы его правления в главных городах страны открывались школы, больницы. Некоторые представители общественности в Гюмри нещадно критикуют это изваяние, считают, что царь изображён жалким, скульптура не отражает царское величие. Странные они, эти критиканы. А какое выражение лица должно быть у милостивого человека? Неужели злое и надменное?
Царь Ашот III Милостивый. Скульптор Фердинанд Аракелян. Памятник Ашоту III Милостивому был установлен в 2008 г. ко Дню города. Увековечение этого царя из династии Багратидов (Багратуни) было связано с его характеристикой “милостивый”. История свидетельствует о том, что Ашот III Багратуни был благотворителем, в годы его правления в главных городах страны открывались школы, больницы. Некоторые представители общественности в Гюмри нещадно критикуют это изваяние, считают, что царь изображён жалким, скульптура не отражает царское величие. Странные они, эти критиканы. А какое выражение лица должно быть у милостивого человека? Неужели злое и надменное?
Сентябрь. Сезонные фрукты и овощи в изобилии в Армении.
Сентябрь. Сезонные фрукты и овощи в изобилии в Армении.
Улица Горького. Именно эту рекламу мы видели многократно на всех улицах Гюмри.  В каком бы направлении мы ни перемещались,гГлаза девушки смотрели прямо в душу. Незабываемое!
Улица Горького. Именно эту рекламу мы видели многократно на всех улицах Гюмри. В каком бы направлении мы ни перемещались,гГлаза девушки смотрели прямо в душу. Незабываемое!
Улица Горького. Отражение старого Гюмри в окнах современных зданий. Эта улица  очень протяжённая, кажется бесконечной. Если хватит сил её пройти, можно оказаться у ж/д вокзала.
Улица Горького. Отражение старого Гюмри в окнах современных зданий. Эта улица очень протяжённая, кажется бесконечной. Если хватит сил её пройти, можно оказаться у ж/д вокзала.
Ресторан "Ванатур". Улица Николая Рыжкова.  Она соединяет две площади -  Вардананц и Багратуняц.
Ресторан "Ванатур". Улица Николая Рыжкова. Она соединяет две площади - Вардананц и Багратуняц.
 Перекрёсток улиц Горького и Мусаеляна, д. 84/1
Отель " Golden Apricot" - один из лучших в Гюмри.
Перекрёсток улиц Горького и Мусаеляна, д. 84/1 Отель " Golden Apricot" - один из лучших в Гюмри.
Отель "Золотой абрикос" помпезный.
Отель "Золотой абрикос" помпезный.
Обеденный зал.
Обеденный зал.
Красиво, но завтрак скудный ). Или так показалось после шикарных завтраков в Ереване.
Красиво, но завтрак скудный ). Или так показалось после шикарных завтраков в Ереване.
Единственный во всём отеле балкон достался нам!!!
Единственный во всём отеле балкон достался нам!!!
С балкона увидели, как старшеклассники занимаются спортом.
С балкона увидели, как старшеклассники занимаются спортом.
 Вечер. Вид на старый Гюмри. Солнце прячется за безмолвные горы. Мысль о том, что эти горы принесли немало  бед городу и Армении, волновала.
Вечер. Вид на старый Гюмри. Солнце прячется за безмолвные горы. Мысль о том, что эти горы принесли немало бед городу и Армении, волновала.
Бари ереко, Гюмри!
Бари ереко, Гюмри!
Цвет вечернего неба соответствует названию отеля "Золотой абрикос". Волшебно!
Цвет вечернего неба соответствует названию отеля "Золотой абрикос". Волшебно!

Комментарии к альбому