Мышкин. Ч.2 "Преданья старины глубокой"... |
В маленьком Мышкине в 500 метрах от пристани на улице Угличской есть большой Народный музей под открытым небом.
Вернее, это много мини- музеев, объединённых общностью историко-этнографической тематики: жизнь русской глубинки от 10 века до наштх дней.
В Музее "Холста и овчины" собрано огромное количество приспособлений и механизмом. с помощью которых крестьяне мышкинского уезда обрабатывали лён и шерсть, получали пряжу, полотно. Одних только прялок 200 штук, и нет ни одной похожей! В каждой семье была своя. Нам рассказали о том, как получали льняное полотно. Рубахи, сшитые из него могли прослужить сто лет, а если полотно отбелить, то и все триста лет. Получается, что льняным рубахам износа не было, носить её могло несколько поколений.
Оберег крестьянской мастерской. Конечно же, с неизменной мышкой. Образ мыши присутствует во всех музеях. Неудивительно, ведь она и на гербе города.
Уму не постижимо, как на таком самодельном станке можно было ткать большое количество холста...А сколько всяческих хитроумных маленьких приспособлений!
В музее подробно рассказано о процессе валяния валенок. Представлены шаблоны, оборудования ремесленников. Сначала изготавливали огромный валенок, который после обработки становился необходимого размера.
Есть акварели с изображением мышкинских крестьян первой трети 19 века: как они выглядели, во что одевались. Их портреты выполнены академиком Фёдором Григорьевиче Солнцевым, который в 1832 году предпринял этнографическую творческую экспедицию в Мышкинский уезд.
Мышкинская мастерица выткала приветствие для посетителей музея.
В прошлые века люди были значительно меньшего роста, поэтому сотрудники музея шутливо предупреждают гостей.
В начале 19 века в Мышкине было 2500 жителей. Из них 193 купца. Фрагмент сохранившихся ворот купеческого дома.
В Народном музее настоящие старинные улицы с древними домами. Образец постройки 19 в. Коллекция наличников. Каждый дом имел свои наличники, которые на Руси, оказывается, были оберегом, их элементы - не просто украшение, а символы, имеющие смысл.
Уникальный мини-музей Соли. В старой России соль добывали солеварением (вываркой её из воды). Мышкин был одним из пунктов доставки и перевозки соли в Ярославской губернии. Вплоть до 60-х годов к пристани Мышкина приходили баржи, гружёные солью. Солеварение было ремеслом важным и трудным. Солевары пользовались большим уважением, почётом. За их работой следили особенные, выборные люди - "соляные приставы". В Мышкине каждый третий житель трудился "на соли".
Это мышь Петрович - хозяин музея. Беспокоить и трогать его не рекомендуется, потому что не будет добра, как от просыпанной солонки.
Пуд соли, который нужно съесть, чтобы узнать человека. Оказывается, в сутки человек съедает до 15 г соли, за год - 6 кг, а за всю жизнь - тонну! Хлеб-соль всегда подносили в России самым дорогим гостям.
В музее несколько стеллажей (на трёх стенах) с богатейшей коллекцией старинных солонок. Много разных пословиц о соли, сложенных в прошедшие века в России, узнали мы в музее. Одна из них на фото. Ещё говорили, что без соли и стол кривой; несолоно хлебать, что немилого целовать; женщина без стыда, что еда без соли.
Невероятное ощущение пребывания в глубокой старине.
Столько древности!
Для туристов создано развлечение в купеческом доме "Махаев двор", на котором посетителей встречает потомок купцов Махаевых с экономкой, дворником и дврницкой женой, проводят костюмированную экскурсию и показывают много всего интересного: кабинет купца, приёмную, столовую, в которой именитые люди собирались, чтобы "откушать расстегай со стерлядью и французские булочки с кофеем", опочивальню, комнату для постояльцев и т.д. По желанию можно примерить купеческий костюм и сфотографироваться в нём.
Экскурсия "Махаев двор, или время по-купечески" содержит интерактивные программы.
Такие алые маки в Центральной России только та территории музея сейчас, наверное, и произрастают...
В Народном музее представлена часовня Покрова. Конец18 века. Село Ковезино Мышкинского уезда.
Музей водочника Петра Смирнова. За домом-музеем Петра Арсеньевича Смирнова ухаживают его потомки. Представлена большая коллекция винной посуды, водочных бутылок. И много всего интересного можно узнать о крестьянине, который изобрёл водку Smirnoff и стал миллионером.
Музей страны сицкарей.
Сицкари - знаменитые русские плотники, жители селений на реке Сить. В доме представлены различные инструменты, которыми они работали.
Старый колодец. Конец 19 в. Деревня Малое Зарубино мышкинского уезда.
Домовой - самый распространённый персонаж русской мифологии. Его нужно задабривать.
Ещё фрагмент старинной часовни Покрова из села Ковезино Мышкинского уезда. 18 век. Это одна из пяти глав деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был выстроен на деньги уроженца тех мест морского адмирала Константина Нилова, личого капитана императорской яхты "Надежда". К. Нилов был на протяжении всей жизни другом императора Николая II.
Старинная деревянная мельница. Две длинные жерди - это "уши" мельницы, за которые её поворачивали в зависимости от направления ветра.
Иногда уже становится утомительно бродить среди огромного количества древних построек, обветшалых и серых. Делается как-то грустно, создаётся впечатление, что гуляешь по кладбищу или заброшенному поселению.
Может быть, рядом с артефактами нужно было установить какие-то слилизованные постройки, поярче, типа, " как раньше строили"... Но это лишь моё мнение.
Интересно, конечно, но как-то зловеще выглядит дом... Сколько всего он помнит, наверное.
Улица Народного музея под открытым небом.
Интерьер крестьянской избы.
Изба рыбака. Конец 19 века. Мышкинский уезд. Река Юхоть. Забавная большая деревянная рыба на крыльце.
В таком фургончике раньше развозили по лавкам Мышкина хлеб.
По навесом сложено невероятное количество старинных предметов, которые ещё не систематизированы и не определены в экспозиции. Производят впечатление рухляди.
Прудик с утиным домиком на территории Народного музея. Рядом предупреждение о том, что пруд очень глубокий, прыгать в него нельзя.
Городской парковый павильон. Середина 19 в. Находился в усадьбе мышкинских купцов Чистовых.
Интерьер купеческой летней постройки.
.
Интерьер кабинета.
Милые городские цветы русской провинции.
Музей крестьянской архитектуры. Амбарчик.
Древнерусское святилище.
Традиционная старинная крестьянская русская банька.
В музее живых ремёсел. В избе ткачихи на рассказали и показали, как в далёком прошлом в России ткали полотно. Оказывается, ткацкий станок каждая семья делала по-своему. Наиболее ценным был станок, изготовленный из цельного ствола ели с корнем. Руки народной мастерицы мельнают так быстро, что мы еле успеваем следить за процессом труда. Оказывается, на создание основы уходило 15 часов. всего женщины в прежней России проводили в таком положени за станком часов 18. И это считалось лёгким трудом. Если женщина говорила о том, что она устала, ей обычно отвечали:" С чего бы это, матушка? Весь день сидела". В избе ткачихи много разных механизмов, приспособлений. Нам рассказали, что некий турист приходил несколько раз, молча садился в уголок, брал кудель и вил верёвочку... Видимо, ощутил в себе зов предков.
В Народном музее представлены и другие живые ремёсла. Так называемые мастер классы проводят кузнец, пряха, гончар. Узнали мы и о том, что в старину полотна красили природными красителями: свёклой, морковью, васильками, луковой шелухой. петрушкой.
В избе бобыля. Инструменты, которыми он пользовался.
Подробно объясняется, кто такой бобыль.
Музейные котейки.
Артефакты дохристианской эпохи.
Музей старой техники занимает большое место в Народном музее. Что только здесь ни увидишь! Такие раритеты!
Старые авто, мотоциклы разных марок.
Машины времён Великой Отечественной войны.
Такую машину я только в фильмах о старой жизни видела.
Знаменитая ЭМКА - машина военных корреспондентов.
Противотанковый ёж. Во время Великой Отечественной войны здесь была прифронтовая полоса.
Старое судно, некогда ходившее по Волге.
Паровозик.
Были удивлены увиденным. Как попал сюда американский автобус для перевозки школьников с ограниченными возможностями?
И много- много всего ещё есть в Народном музее Мышкина. Не перечислить. А чтобы всё рассмотреть, дня не хватит!